Тем, кто любит чай, доподлинно известно, что процесс чаепития может быть долгим и приятным. Зачастую он обставлен множеством разнообразных и особенных традиций, присущих каждой стране. Пьют чай в Японии и в Китае, в Индии и в Турции, в чопорной Англии и, конечно, в России. Какое же оно, настоящее русское чаепитие? Что использовали наши предки для того, чтобы сделать его атмосферу душевной и приятной? Несомненно, самой важной деталью русской чайной традиции является самовар.


О чем рассказали старые вещи

Человека окружает множество вещей. Вещи заслуживают нашего внимания и понимания. Они – воплощение творческого труда мастеров самых разных профессий, результат поисков и усилий многих поколений. То, что стоит за любой, даже простой вещью способно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир.

Весь мир бытовых вещей во времени и пространстве охватить невозможно, сводную историю бытовых вещей вряд ли можно когда-либо создать. Но музеи, хранящие наиболее значимые артефакты, позволяют совершить путешествие во времени, прикоснуться к далёкому прошлому. Музейные предметы могут «рассказать» об обычаях, обрядах, традициях. Традиции меняются в связи с развитием как материальной, так и нематериальной культуры общества, меняются и предметы потребления, одни уходят и постепенно забываются, на смену им приходят более совершенные. Процесс этот так бесконечен, как бесконечна жизнь на Земле.

Вспомним знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена «…сколько увлекательнейших приключений переживают в сказках Андерсена..., казалось бы, самые обыкновенные вещи: штопальная игла, старый башмак, рождественская ёлка, коробка спичек, льняная рубашка, уличный фонарь! Конечно, гениальный сказочник сам придумал все эти истории, и ему пришлось наделить вещи способностями чувствовать и размышлять, как люди, и рассказывать о пережитом человеческим языком» (М. Рабинович).

Но в действительности существует немой язык вещей, которым они могут нам рассказать истории, происшедшие с ними на самом деле.

Самовар

Тем, кто любит чай, доподлинно известно, что процесс чаепития может быть долгим и приятным. Зачастую он обставлен множеством разнообразных и особенных традиций, присущих каждой стране. Пьют чай в Японии и в Китае, в Индии и в Турции, в чопорной Англии и, конечно, в России. Какое же оно, настоящее русское чаепитие? Что использовали наши предки для того, чтобы сделать его атмосферу душевной и приятной? Несомненно, самой важной деталью русской чайной традиции является самовар. Русский самовар давно стал символом спокойной и неторопливой жизни. Он был самой необходимой вещью в каждом русском доме, независимо от сословия и от уровня обеспеченности. Самовар успокаивал, умиротворял, лечил душевные травмы, собирал семью вокруг себя. Вот как об этом писал Александр Блок:

 
На улице — дождик и слякоть,
Не знаешь, о чем горевать.
И скучно, и хочется плакать,
И некуда силы девать.
Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
Авось, хоть за чайным похмельем
Ворчливые речи мои
Затеплят случайным весельем
Сонливые очи твои.
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
 

Что же это за приспособление? Почему к самовару и по сей день сохранилось уважительное и бережное отношение не только как к атрибуту древней старины, но и как к важной части жизни русского общества? Это мы сможем понять лишь только тогда, когда совершим небольшое путешествие в историю русского чаепития.

Прадедушкой русского самовара был сбитенник. Сбитенники были известны и широко распространены в России в XVIII веке, а вот когда родился первый из них – неизвестно. Внешне он напоминал чайник с большим изогнутым носиком, внутри которого припаян кувшин, куда помещались угли (позднее такое устройство использовалось и в самоваре). Сбитень – горячий напиток с медом и лекарственными травами, был чрезвычайно популярен на Руси до повсеместного распространения чая. Чай, который был завезен из Азии в XVII веке, составил сбитню весомую конкуренцию. Первоначально чай ввозился в Москву, а позднее и в другие крупные русские города, и использовался среди знати как лекарство. Чайная торговля была обширной и являлась одним из самых выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай уже стал считаться русским национальным напитком.

Самый «русский» атрибут чаепития, как в прошлом, так и в настоящем – это, конечно же, самовар. В Словаре русского языка (М.,1981г., т.4) говорится, что самовар – это металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями. А в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (СПб-М.,1912 г., т.4) сказано, что самовар – водогрейный для чаю сосуд, медный, с трубою и жаровнею внутри. В разных регионах России самовар называли по-разному: в Ярославле – самогар, в Курске – самокипец, в Вятке – самогрей, а писатель В.Г. Короленко называл его «благодетельным снарядом». Самовар вносил в каждое чаепитие праздничность и способствовал неспешным застольным беседам.

Где и когда появился первый самовар и кто его изобретатель – достоверно неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник Иван Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Бытует мнение, что первый самовар на Руси появился именно на Урале. А вот в Туле первая мастерская по производству самоваров была открыта слесарем Лисицыным только в 1778 году.

Первые изготовленные в России самовары по форме были похожи на западноевропейские и чаще напоминали античную урну. Но с расширением производства самовары постепенно утрачивают тягу к аристократизму и все больше приобретают исконно русские мотивы. Со временем появились четырех-, шести-, и восьмигранные самовары в виде дорожных сундучков, «шары», «бочонки», «вазы», «рюмки», «банки», «яйца».

По сохранившимся данным, в 1850 году в 28 мастерских производилось уже 120 тысяч самоваров. По размеру они были очень разные: от совсем маленьких, на 1-2 стакана, до гигантских – на несколько ведер. Самовары могли использоваться как для приготовления чая, так и для приготовления супа, каши, сбитня. В таких самоварах сосуды разделялись на два или три отсека, и блюда готовились одновременно.

Во 2-й половине XIX века выделяются крупные самоварные фабриканты - "самоварные короли": Ломовы, Баташевы, Тейле, Воронцовы, Шемарины. Самовары, сделанные на этих фабриках, пользовались особой популярностью. Ни одна русская выставка в России и за рубежом не обходилась без их самоваров. За лучшую продукцию на выставках фабриканты получали награды, а оттиски с медалей шли на стенки самовара.

Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди 50-63% и цинка 37-50%), томпак (сплав меди 85-90% и цинка 10-15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали полностью из серебра и мельхиора (сплав меди 50-60%, цинка 19-39% и никеля 13-18%). Самоваров из томпака изготовлялось в 10 раз больше, чем красных. Будучи дороже, красивее, роскошнее, они расходились по домам знати. В 1850 году томпаковый самовар стоил 25-30 рублей за штуку, в зависимости от отделки. Но основную массу самоваров изготавливали из зеленой меди.

Процесс изготовления "тульского чуда" достаточно сложен и многообразен, а вот его устройство просто, как все гениальное. Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково. Каждый самовар состоит из нижеперечисленных частей:

Самовар

Цельнотянутый тонкостенный сосуд вертикально пронизывает труба, начинающаяся от топки снизу и завершающаяся конфоркой. Последняя служит как для установки на ней чайника для заварки, так и для осуществления тока воздуха, когда конфорка закрыта крышкой. От других приборов для кипячения воды, известных задолго до появления самовара, и современных, самовар отличается в первую очередь тем, что он объединил в себе весь практический опыт человечества по экономии энергии. Все тепло, поднимающееся по трубе, отдается окружающей его воде. Большая поверхность трубы быстро доводит воду до кипения и поддерживает температуру. Естественный ток теплого воздуха вверх создает идеальную тягу в топке. Топка прикреплена снизу к сосуду (тулову) самовара на необходимом расстоянии от поверхности стола, на который ставится самовар. Расстояние это отрегулировано ножками самовара, которые придают ему устойчивость и пожарную безопасность. Труба, являясь конструктивным стержнем, служит основой для надеваемой на нее крышки сосуда и конфорки. Через трубу закладывается топливо и разжигается самовар. Топливом служат сосновые шишки, ветки, щепки, их расход минимален. Пользоваться самоваром может даже ребенок – в тулово наливается вода, в трубу закладывается топливо и опускается подожженная щепка. В сырую погоду или при сыром топливе самовар нужно раздувать. Это делают или через отверстия в стенках топки, или "крестьянским" способом - с помощью надеваемого на трубу сапога, который выполняет функцию меха в кузнечном горне. При закипании воды на конфорку устанавливается заварочный чайник, керамический или фарфоровый, в зависимости от вкуса, привычки или состоятельности заваривающего чай. Тяга замедляется, и самовар медленно доводит воду до кипения, качественно заваривая чай. Для вливания воды в сосуд снимается крышка, а для наполнения чашки есть удобный кран, расположенный на некотором расстоянии от дна самовара, что позволяет не попадать в чашку взвеси. Такие элементы, как кран (ветка), ручки для переноса самовара, ножки, на которых он стоит, изготавливаются методом литья и припаиваются к сосуду. Эти элементы имеют разнообразную форму и декоративные украшения. Их отдаленность от источника нагрева сохраняет пайку веками.

В течение столетий «фасоны» самоваров менялись. К концу XIX века их число доходило до 165. В фондах Тульского музея самоваров насчитывается большая коллекция разнообразных самоваров фабрики В.С. Баташёва и его наследников. Среди них самовар красной меди 1870 года – флорентийская ваза, уникальная коллекция сувенирных самоваров, которые были изготовлены в подарок царской семье в 1909 году. Самоварчики выполнены с большим искусством в форме ваз (греческой, рококо, зеркальной), византийской рюмки и гладкого шара. Самовары эти емкостью 200 граммов, действующие, изготовлены в подарок детям царя Николая II.

Широкое распространение получили так называемые самовары банкой, рюмкой. Простотой в производстве, а вместе с тем скромностью отличались самовары, предназначенные для массового потребителя. Такие самовары можно было увидеть в трактире, в рабочей и крестьянской семье. Самовар к началу XX века становится непременным атрибутом каждого русского дома. В конце XIX века появляется новый тип самовара – керосиновый. Такой самовар имел резервуар для керосина, с помощью которого нагревалась вода.

На протяжении всего XIX века в Туле выпускались дорожные самовары, как правило, они были многогранные, кубические, прямоугольные, иногда цилиндрические. В начале XX века паровая фабрика «Братьев Шахдат и Ко» только в Туле выпускала самовар со съемным кувшином (самовар системы А. Парички).

Разнообразные по форме и размерам русские самовары с гравировками и узорами хранятся в Белгородском государственном музее народной культуры. В фондовых коллекциях музея представлены знаменитые жаровые самовары таких форм, как «яйцо», «ваза», «рюмка». Особого внимания заслуживают самовары конца XIX – начала ХХ веков известной фабрики Баташевых.

В наше время в Туле, как и прежде, изготавливают самовары. В основном это электрические самовары для современного застольного чаепития. Идеальное русское приспособление для кипячения воды пользуется успехом и по сей день. Приятная застольная беседа прекрасно дополняется красивым видным предметом, и ритуал чаепития обретает своеобразный магический шарм.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика