Слово «сапог» произошло от славянского «сопа» — кожаная труба, которую напоминала форма голенища. В «Слове о полку Игореве» (1187) сапог означает высокую обувь. Но первыми в обиходе наряду с лаптями появились полусапожки с разрезом спереди. Они затягивались или зашнуровывались.


О чем рассказали старые вещи

Человека окружает множество вещей. Вещи заслуживают нашего внимания и понимания. Они – воплощение творческого труда мастеров самых разных профессий, результат поисков и усилий многих поколений. То, что стоит за любой, даже простой вещью способно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир.

Весь мир бытовых вещей во времени и пространстве охватить невозможно, сводную историю бытовых вещей вряд ли можно когда-либо создать. Но музеи, хранящие наиболее значимые артефакты, позволяют совершить путешествие во времени, прикоснуться к далёкому прошлому. Музейные предметы могут «рассказать» об обычаях, обрядах, традициях. Традиции меняются в связи с развитием как материальной, так и нематериальной культуры общества, меняются и предметы потребления, одни уходят и постепенно забываются, на смену им приходят более совершенные. Процесс этот так бесконечен, как бесконечна жизнь на Земле.

Вспомним знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена «…сколько увлекательнейших приключений переживают в сказках Андерсена..., казалось бы, самые обыкновенные вещи: штопальная игла, старый башмак, рождественская ёлка, коробка спичек, льняная рубашка, уличный фонарь! Конечно, гениальный сказочник сам придумал все эти истории, и ему пришлось наделить вещи способностями чувствовать и размышлять, как люди, и рассказывать о пережитом человеческим языком» (М. Рабинович).

Но в действительности существует немой язык вещей, которым они могут нам рассказать истории, происшедшие с ними на самом деле.

Слово «сапог» произошло от славянского «сопа» — кожаная труба, которую напоминала форма голенища. В «Слове о полку Игореве» (1187) сапог означает высокую обувь. Но первыми в обиходе наряду с лаптями появились полусапожки с разрезом спереди. Они затягивались или зашнуровывались.

Сапоги

 

Сапоги, как таковые, в Киевской Руси известны примерно с X века. В основном их носили князья и старейшины.

Чтобы сапоги меньше снашивались, они подбивались подборами (каблуками) и подковами с множеством гвоздей, располагавшихся вдоль подошвы.

Сапоги

 

Обувь знатных лиц можно было отличить по серебряным гвоздям на подошве и голенищам, богато украшенным жемчугом. Из-за его обилия почти не виден был сафьян — тонкая персидская кожа, из которой шились сапоги. Возможно, мода расшивать сапоги жемчугом пришла из Византии.

Но там такой привилегией обладал только император.

Сапоги

 

Обувь из цветной кожи носила преимущественно знать.

Сапоги

 

В петровскую эпоху сапоги, царапавшие своими гвоздями полы в новомодных домах, были заменены обувью европейского покроя, чаще всего башмаками.

Военные сапоги в России — предмет особого разговора. Пехотинцы носили низкие сапоги с прямым обрезом. У солдат других родов войск они могли быть достаточно высокими с большим количеством складочек. Сапоги времен Суворова (1730-1800) имели отвороты, закрывавшие колени.

Сапоги

 

Кавалерийские сапоги практически не имели каблука, поскольку на них приходилось надевать шпоры. Гусарские сапоги отличались от обычных кавалерийских своим щегольским видом: верх вырезался сердечком и был обшит золотым галуном.

Голенища казачьих сапог имели прямую форму, чтобы удобно было заправлять в них шаровары. К тому же казачьи седла не предусматривали ношение шпор.

В России сапоги носили представители всех классов, но их наличие говорило о социальном достатке хозяина. Об этом свидетельствует одно из описаний городского быта на рубеже XIX-XX веков: «Когда рабочий уже пообщился (то есть обжился и начал хорошо зарабатывать), он приобретал другие выходные сапоги, из хрома, с лакированными голенищами. Они так и назывались — русские сапоги.»

Сапоги

 

Считалось особенным шиком, чтобы выходные сапоги были со скрипом». Необходимый эффект достигался особым приемом: между подметкой и стелькой закладывали сухую бересту. Тогда сапоги и начинали скрипеть. Художник К. Петров-Водкин утверждал, что форс «скрип» — особый скрип, который возникал в сапоге от трения стелек по подметке, — придумал его отец, сапожник. Сапоги Водкина-старшего звучали как по камертону.

Русские сапоги обычно носили представители купечества, городские рабочие, зажиточные крестьяне. По форме различали бутылочные сапоги (с объемным лакированным голенищем), сапоги гармошкой (со сборками между голенищем и головкой), сапоги с гамбургскими передами (с лакированным голенищем и головкой из матовой кожи).)

Сапоги
Сапоги

В начале XX века появились сапоги-бульдоги — с возвышением на носках.

Сапоги

 

Так с течением времени сапоги видоизменялись, но они всегда оставались незаменимой обувью, необходимой в условиях русской зимы. Для народов, живущих в более мягком климате, они представляют скорее атрибут моды.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика